Вручную нарисованные карты в цифровую эпоху — о художниках, которые рисуют карты склонов

Мы не задумываемся о том, откуда берутся карты курортов – конечно же, из интернет. А ведь карты склонов альпийские художники рисовали задолго до цифровой эры – вручную. Да и сейчас их труд все так же востребован.

pic1

Одним из тех, чьими работами мы пользуемся на курортах, является житель Колорадо Джим Ниехус. Возможно, он один из самых прославленных горных художников, Джим нарисовал более 255 различных карт для 175 горнолыжных курортов в течение своей карьеры.

Его подпись можно увидеть в уголке каждой карты — Аспен Хайлендс и Шугарбуш в США, Валле Невадо в Чили, Муджи в Корее. Если вглядеться, конечно. За свою 30-летнюю карьеру Ниехус путешествовал по всему миру, фотографировали рисовал склоны самых красивых лыжных курортов в таких местах, как Австралия, Новая Зеландия, Япония, Корея, Китай, Сербия и Чили. Более того, большую часть своей карьеры Джим был монополистом в своей нише, что обеспечило ему стабильный и прибыльный бизнес — до тех пор, пока около 10 лет назад, в начале 2000-х, усовершенствования в технологии изображений и цифровом рисунке позволили воспроизводить тысячи деревьев в считанные секунды. Раньше это был подвиг, который требовал от художника сотен часов кропотливой работы.

В эпоху, когда любой имеющий доступ к интернету может разработать индивидуальные карты с помощью бесплатного программного обеспечения, казалось, что спрос на дорогой и трудоемкий ручной рисунок пойдет на спад. Но этого, вопреки опасениям художников, не произошло.

Карьерный путь Джима, как и его искусство, никак нельзя назвать обычными. У него была возможность оценить всю красоту рек и тропинок Колорадо неподалеку от своего дома к западу от Гранд-Джанкшен, но не на горнолыжных склонах – он не был горнолыжником. В первый раз Ниехус покатался на лыжах в Швейцарии, когда был в отпуске – он работал в Берлине в армейском агентстве безопасности.

pic2

«Когда я начинал этот бизнес, я с трудом стоял на лыжах,» сказал Ниехус — «Я был новичком.»

После возвращения в Америку после службы в армии, Ниехус устроился печатником в типографии, затем в качестве художника-графика работал в фирме автомобильной аппаратуры, и, наконец, сформировалось партнерство с владельцем рекламного агентства, которое длилось семь лет. Став художником в 40 лет, но оказавшись безработным, Джим переехал в Денвер в середине 1980-х годов, чтобы увидеть, сможет ли найти работу в сотрудничестве с некоторыми талантливыми художников.

Ниехус связался с Биллом Брауном – художником, известным всему Колорадо создателем карт курортов. Тот унаследовал свое ремесло от Хэла Шелтона — легендарного альпийского художника. Браун в тот момент монополизировали рынок горных иллюстраций. К счастью для Джима, он оказался в нужное время в нужном месте: Браун собирался оставить свою работу и подыскивал себе замену.

«Ему понравилось то, что я сделал,» сказал Ниехус.

В начале 2000-х годов, казалось, что традиция легендарной американской когорты иллюстраторов закончится. Его карты, многие из которых использовались лыжниками на протяжении десятилетий, стали вытесняться цифровыми, производство которых было на порядок быстрее.

Компьютерным художником, который заменил несколько «ручных» карт Ниехуса был иллюстратор из Монтаны по имени Рад Смит. Ниехус и Смит стали символами битвы между традиционной живописью и цифровой иллюстрацией.

Сам Смит признается: «Когда я начинал, то думал, что цифровая иллюстрация сэкономит массу времени,… но каждый раз, когда я делал цифровые карты, мне хотелось больше разнообразия и цветов. К сожалению, на компьютере не получается сделать то, что вы могли получить с помощью традиционной краски.»

Принимая саму идею того, что цифровая иллюстрация это громадный шаг вперед с точки зрения экономии времени, Ниехус верил, что она в то же время противоречит самому духу катания на лыжах. И стал наставником Смита, научив его технике рисования при создании карт.
«Созданная на компьютере карта напоминает мне людей из офиса. Ведь люди на лыжах и люди в офисе – это совершенно разные люди. И из-за этого я ненавижу компьютер и те иллюстрации, которые созданы с его помощью.»

pic3

Процесс создания карт начинается с того, что Ниехус отправляется на курорт и делает аэрофотоснимки склонов. Затем начинается своего рода гимнастика ума – там, где другие видят фотографию горного хребта, Джим видит головоломки. Когда дело доходит до изменения перспективы, чтобы сделать сложный горный склон понятным для лыжника, нужен человек и его опыт – ни один компьютер этого сделать пока не в состоянии.

В самом деле: попробуйте нарисовать горнолыжные трассы одновременно на обеих сторонах горного хребта. Если смотреть, к примеру, с севера, а половина трасс находится на южном склоне, то вы их не увидите. А художник должен сделать так, чтобы все было и видно и понятно.

После того, как он набрасывает эскиз иллюстрации, начинается акварельная живопись. Художник использует сложную цветовую палитру и тонкие тени, чтобы рассказать зрителям о том, насколько крутой склон или насколько густой лес.

Несмотря на свой успех в качестве компьютерного художника, Смит так никогда и не смог полностью отказаться от ручного рисунка. «Я всегда старался, чтобы мои цифровые карты были больше похожи на нарисованные вручную» — сказал Смит.

Смит связался с Джимом, узнал очень много маленьких секретов ручного рисунка карт, и сейчас дополняет работу на компьютере с рисунками от руки. «У меня есть ряд проектов карт горнолыжных курортов на восточном побережье и в Калифорнии», сказал Смит – «Они все хотят рисованные карты, поэтому я не теряю оптимизма: буду в ближайшее время много рисовать.»

В картографическом мире масса цифровых программных опций, таких как Google Maps и географические информационные системы ГИС, но Смит считает, что ручная роспись карты склонов и передовые технологии могут сосуществовать.

«Люди привыкают к картам Google, но я думаю, что в нарисованных вручную картах есть что-то действительно манящее — в множественных перспективах и артистизме, передающих естественный рельеф» — сказал Смит.

Так что мы и в будущем будем использовать карты, которые для нас создают настоящие художники.

Конор Грант

Комментарии запрещены.